Обзор нарушений законодательсва страховыми компаниями в сфере ДМС.
Экономика и жизнь,
11 сентября 1999 г.
Полис как прикрытие для неуплаты налогов 1620 просмотров
Множество людей обращаются в лечебные учреждения, чтобы получить какую-либо справку, сделать анализ или попасть к специалисту. Зачастую плата за эти услуги оформляется в виде страхового полиса, который часто называют “монополисом”, хотя правильнее было бы “псевдополисом”. Утверждаем, что никакого отношения к страхованию такая комбинация не имеет.
Хотя псевдополисы появились несколько лет назад, Департамент страхового надзора Минфина РФ только недавно принялся наводить порядок в этой сфере, объявив войну псевдополисам. Для начала — в столице. Более десяти московских компаний получили летом предписания от надзорного органа с требованием прекратить продажу монополисов. Ответы всех страховщиков были практически одинаковы: осознали, больше не повторится. Однако у нас искренность этих слов вызывает сомнения: слишком уж заманчивое это дело и для страховщиков, и для медиков. Нарушения закона, начиная с мелочей Страховщики крайне редко вспоминают, а уж тем более соблюдают установленные законом правила оформления квитанции на получение страхового взноса от граждан за наличный расчет. Много огрехов и с оформлением самого полиса. Зачастую в квитанции на получение денег не указываются номер и дата выдачи страхового свидетельства, а также вид страхования. Иногда она вообще не соответствует обязательной для применения форме № А-7. Другие идут еще дальше: на этот бланк строгой отчетности вместо штампа страховой компании ставится печать поликлиники для больничных листов. Иногда доходит до абсурда: страховая сумма в полисе указывается меньшей или равной взносу по договору. Уже изначально предполагается, что клиент за один раз полностью использует уплаченные деньги. Это и есть главный принцип псевдополиса: стоимость медуслуг не должна превышать взнос по договору. Таким образом, срок действия такого полиса заканчивается в момент его выдачи и оплаты услуги.
Полис только по названию Все перечисленные выше нарушения становятся мелочью, если вспомнить о ст. 3 Закона “О медицинском страховании граждан в РФ”. Так, “объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая”. Таковым в соответствии с Правилами страхования признается обращение ранее застрахованного в медицинское учреждение за получением медицинской помощи определенного объема и качества в течение срока действия договора страхования. Аналогичные нормы есть и в Законе РФ “Об организации страхового дела в РФ”. В п. 1 ст. 9 говорится, что “страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления”. Другими словами, для того чтобы событие могло рассматриваться как страховой риск, оно должно обладать возможностью совершения, но в то же время срок его наступления неизвестен. Предлагаемый в лечебном учреждении полис не может являться таковым де-юре. Во-первых, договор страхования заключается уже после обращения в медицинское учреждение, то есть признак вероятности отсутствует. Во-вторых, так как посетитель пришел за конкретной услугой по направлению врача, то и случайным это событие никак не назовешь. Таким образом, событие, на предмет наступления которого проводится страхование, уже свершилось и зафиксировано полисом постфактум. Следовательно, о страховых отношениях не может быть и речи, а псевдополис не более чем простая бумажка.
Медики деньги считать умеют На самом деле спайка лечебных учреждений и страховщиков имеет вполне обыденную экономическую подоплеку. Выдавая справки будущим водителям и предлагая медицинские услуги под видом монополисов, лечебные учреждения экономят значительные средств на неуплате НДС, поскольку получаемые “страховые” деньги освобождаются от этого налога. Кроме того, после введения с 1 июля в Москве налога с продаж стало еще выгоднее проводить такие суммы посредством страхования. Ведь с предоставленных страховых услуг 2 процента налога не берется. Поэтому многие лечебные учреждения предпочитают не ходить по чиновничьим кабинетам, дабы получить разрешение на право оказывать платные медицинские услуги непосредственно гражданам, а дружат со страховщиками. С их помощью и с обоюдной выгодой удается проводить платные услуги под видом добровольного медицинского страхования. Да вот закавыка — страхованием-то это назвать никак нельзя. Казалось бы, какое дело рядовому гражданину, жаждущему получить медицинскую услугу: платят медики налоги или нет. Здесь уместно вспомнить ситуацию с продажей нелицензионной аудио— и видеопродукции. Ведь дешевле купить кассету на черном рынке, но государство справедливо считает торговлю контрафактной продукцией нарушением интересов общества и в конечном итоге потребителя. В зависимости от успеха борьбы государства с псевдополисами можно будет сказать: живем мы по закону или… как всегда. Е.Спиридонова, эксперт “ЭЖ”
Вся пресса за 11 сентября 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 июня 2025 г.

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 3 июня 2025 г.
«Петербургские аптеки» застрахуют помещения на 612 млн рублей

|
|
Дума ТВ, 3 июня 2025 г.
Аксаков: Банк России запустил онлайн-сервис оперативного информирования о нарушении прав потребителей

|
|
Российская газета, 3 июня 2025 г.
Страховая история

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
НСИС: более 1,6 млн краткосрочных договоров ОСАГО заключили с начала года

|
|
Life, 3 июня 2025 г.
Юрист объяснил, как получить компенсацию за попадание БПЛА в квартиру

|
|
Панорама Саратова, 3 июня 2025 г.
Переоформление полиса ОМС по телефону обернулось для саратовца денежной потерей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Искусственный интеллект в страховании Азии: технологическая революция с китайским лицом

|
|
Деловой Петербург, 3 июня 2025 г.
Прибавка к зарплате: рынок ДМС ставит рекорды

|
|
Российская газета онлайн, 3 июня 2025 г.
Какие страховые выплаты можно получить пострадавшим от землетрясения

|
|
Финмаркет, 3 июня 2025 г.
Акционеры «Ингосстраха» решили не выплачивать дивиденды за 2024 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 июня 2025 г.
Страхование домашних животных в Южной Корее сталкивается с вызовами на фоне рост рынка

|
|
РБК (RBC.ru), 3 июня 2025 г.
ЦБ запустил сервис по сбору жалоб на действия банков и брокеров

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 июня 2025 г.
Краткосрочные страховые полисы ОСАГО набирают популярность в РФ: кто их чаще всего покупает?

|
|
Шанс. Регион, Абакан, 3 июня 2025 г.
Шаги к справедливости. Юрист - о том, как оспорить заниженную компенсацию по ОСАГО при ДТП

|
|
Банки.ру, 3 июня 2025 г.
Россияне теперь могут оперативно жаловаться в ЦБ на нарушение своих прав финансовыми организациями

|
|
ТАСС, 3 июня 2025 г.
Эксперт Иванов: страхование от кибератак в России носит единичный характер

|
|
5 колесо, 3 июня 2025 г.
Введение массовой проверки ОСАГО по дорожным камерам: какие будут последствия для водителей?

|
 Остальные материалы за 3 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|